Право и Юр.защита

ЖИЗНЬ КАК ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.



Параолимпийские и Олимпийские игры в Лондоне
Люди с ограниченными  возможностями…. Когда мы встречаем их на улице, то относимся к ним….  Кто-то с жалостью, кто-то не замечает, кто-то даже призирает их. Но инвалиды доказывали и доказывают всем окружающим, что достойны нашего уважения и понимания. Взять хотя бы  Параолимпийские и Олимпийские игры в Лондоне в сентябре прошлого года. Там где обычные спортсмены, мягко говоря, показали себя не с лучшей стороны, наши параолимпийцы просто совершили невозможное, выведя Сборную команду России на 2-ое общекомандное место. А на Параолимпиаде в Пекине наша Сборная была лишь 8-ой. Как такое возможно??? А вот так….  Я смотрела Параолимпиаду, и каждый раз, когда на пьедестал почета поднимался российский спортсмен-паралимпиец, я радовалась вместе с ним, потому что знаю, чего стоила та или иная  медаль, неважно серебро это, или бронза, или золото.


Для нас вся жизнь состоит из полосы препятствий. Утром встать и пересесть на коляску — препятствие, нет вспомогательных ручек и перил за что можно придержаться.  Сходить в туалет и умыться —препятствие, в наших туалетах не предусмотрено, чтобы туда заезжали на инвалидных колясках, двери узки, высокие пороги и мало места. Приготовить еду   и вымыть посуду — препятствие, слишком высоко расположена рабочая поверхность стола и плиты, где обычно готовят люди. А выйти на улицу, в магазин или поехать куда-либо—это часто бывает, вообще, невозможно. Невозможно  на инвалидной коляске не только поехать на тренировки или в супермаркет за продуктами, невозможно элементарно – просто выйти на улицу из подъезда. Причиной тому не правильно спроектированные,  крутые пандусы и тесные лифты. Я  по роду своей деятельности много езжу по  Москве, бывала и в других городах нашей необъятной родины, а также зарубежом. И мне есть с чем сравнивать, как там и у нас относятся к инвалидам. Первая моя статья будет об улицах, пандусах, съездах и  спусках, автобусах и т.д. Итак….

ПОДЪЕЗДЫ И УЛИЦЫ...

 Очень часто инвалиды становятся заложниками в собственной квартире только потому, что строители, не советуясь с инженером-проектировщиком и не думая, как будут спускаться колясочники, делают такие пандусы и съезды в подъездах, что одному по ним спуститься НЕВОЗМОЖНО. Даже помощнику зачастую требуется помощь. Можно просто разбиться на них. В более новых домах и организациях делают более пологие спуски, но в домах 80-90х годов просто отвесные…. Часто строители даже не имеют представление, как делать пандус и как сделать его правильно. Иногда они просто загораживают часть лестницы и заливают ее  бетоном, но  наклон правильно спроектированного  пандуса должен быть 15-17 градусов, не более. Но горе-строители не думают делать правильно, они делают угол спуска более 45 градусов, а это нарушение всяких стандартов. Им приказали, они сделали, и гори всё огнём… А  то, что на данных скатах будут  калечится люди, инвалиды, мамочки с детскими колясками – это их не волнует. В нашем доме, где мы с мужем сейчас живем, пандус просто отвратительный, отвесный. Когда  мы спускаемся,  я всегда боюсь и торможу ногами, мы уже падали на нем. Я ударялась головой, а муж сорвал спину и выбивал пальцы на руках.  А поднять  меня можно только вдвоем или втроем, одному не реально, особенно зимой.



Предполагается, что инвалиды должны сидеть дома и   не выходить никуда без особой нужды, но сейчас инвалиды уже не те, что были 15-20 лет тому назад. И если раньше инвалид боялся  показаться на улице, то ныне он уже осмелел, требует равноправия в обществе, в работе, в личной и семейной жизни. Однако общество не готово перестраиваться для нас, и переделывать  под нас здания, улицы, дворы и магазины. Оно будто бы не замечает молодых инвалидов, а их у нас в стране 15 миллионов человек. И эти 15 000 000 в России живут без ЭЛЕМЕНТАРНОГО внимания государства, без простой помощи, которая нормальна для любой западной страны. Каждый год к ним добавляется по миллиону!

В провинции.


В Москве, Питере и еще нескольких крупных областных центрах  с натягом, но делается хоть что-то  для инвалидов, а каково инвалидам на периферии в маленьких городках и поселках??? Там зачастую дома не выше 4х этажей, узкие лестницы, лифтов нет, газа тоже нет, отапливается все углем или дровами. И в этой ситуации жизнь инвалида превращается в ад, элементарно приготовить еду или помыться он не может, я не говорю уже,  чтоб выйти погулять или в магазин за покупками. Приходится  надеяться на сердобольных соседей и добрых людей, ведь известно, родители не вечны, и рано, или поздно ты все равно останешься один. Чтобы жизнь инвалида не была похожей на жалкое существование,  а была полноценной и насыщенной, государству нужно:
1)      интенсивнее проводить политику толерантности по отношению к инвалидам в обществе, объяснять людям, что мы не быдло и не звери, а такие же как они, только в немного другой телесной оболочке. И бояться нас не надо никак.


2)      выделять нормальные средства на переделку домов и улиц, школ, магазинов и административных зданий под нужды инвалидов, привлекать к этому Малый и Средний бизнес путем  частичного освобождения от налогов. Но в тоже время жестко  контролировать, куда тратятся выделенные  деньги на местном уровне…



3)      создавать новые рабочие места для инвалидов  путем снижения  налогового бремени с предприятий и компаний Малого и Среднего бизнеса, чтобы дать предприятиям стимул нанимать  на работу специалистов с ограниченными возможностями здоровья. И контролировать это, чтобы не было никакого мошенничества.
Теперь поговорим о Столице и ближайшем Подмосковье. Конечно же, Москва делала и делает для инвалидов очень многое, но этого не достаточно для нашей полноценной жизни. Итак, давайте разберемся….Справедливости ради замечу – Москва наиболее приспособлена к инвалидным коляскам, есть пандусы и съезды в домах, на тротуарах и  в торговых центрах. Ноесть еще много аспектов, над которыми нужно работать.

ЗА КОРДОНОМ….

Я, как член Сборной России по Конному спорту среди инвалидов, была на турнирах в Англии и Бельгии, а также ездила на лечение с родителями в Венгрию и ФРГ.  Что сразу бросается в  глаза, это уважение к каждому инвалиду и желание всех ему помочь. Причем, просто подходят и сами с улыбкой предлагают помощь , чего не дождешься никогда от наших граждан. Наши делают вид, что не замечают. Вот так, как на этой фотографии, когда муж меня спускает по пандусу, а мимо проходит  человек, опустив глаза в землю.
Каждая страна начинает удивлять своей толерантностью еще на вокзалах и  в аэропортах. Взять хотя бы самую обычную билетную кассу на вокзале в   Лондоне, Брюсселе, Франкфурте на Майне, или Будапеште, но….Необычна она тем, что к ней идут пандус и перила. Это касса для инвалидов.  Все поездки оплачивает страховая компания, где состоит инвалид.  Покупая билет, он платит лишь 15-20%  от суммы стоимости билета, остальное оплачивает страховка.


У необычной кассы никогда нет очереди, потому что никому и в голову не придет идти туда за билетом, хотя рядом в обычные окошки большие очереди. Если вокзал многоуровневый, и надо поехать на метро, везде есть подъемники и лифты, и инвалид сам может спустится и подняться на них.  Однако если покаким-то причинам лифт не работает, к вам через минуту подойдет начальник участка с двумя-тремя крепкими ребятами, извинится за причиненные неудобства и предложит вам помочь подняться,  или опуститься, куда вам надо.
Если вы, например, приехали из провинции, или из-за границы, то вы, конечно, теряетесь в большом городе. Но, побегав по вокзалу туда-сюда, вы быстро выясняете, где такси или ближайшее кафе. Понятно, что для инвалида «побегать» проблема, поэтому на всех больших вокзалах и аэропортах есть  такая комната-сервис для инвалидов. Тут помогут вызвать специальное такси для коляски, дадут схему точек питания, удобных для инвалидов. Кроме того, расскажут в каких местах можно отдохнуть, развлечься или выполнить какие-то свои рабочие дела именно с учетом инвалидности. Если вы турист, то объяснят, какие туристические маршруты придуманы с учетом вашей инвалидности и в каких гостинцах вам будет особенно удобно. Если вы не встретились с родственниками, то именно тут вы их дождетесь, еще и кофе дадут. Комната работает круглые сутки.


Если же вы не любите задавать вопросы, а во всем хотите разобраться сами, то вам поможет это устройство в аэропорту. Хотите – сами выбирайте на экране нужные разделы. А если запутались – нажмите на кнопку и оператор ответит и поможет.
А таможенный контроль на границе – это дело пары секунд, несмотря на то, что мы  в Лондон ехали уже  после Терактов в Нью-Йорке. Таможенник вышел к нам, улыбаясь, взял паспорт и поставил штамп… и обязательно пожелал нам удачного пребывания в стране.
Спускаемся в метро…. В метро нет ни турникетов, ни эскалаторов в нашем понимании. Все максимально удобно для инвалида-колясочника….   Есть гладкая дорога голубого цвета, которая движется медленно от входа по залу вперед, и в любой момент можно съехать с неё и заехать обратно.Ехать в метро или  в поезде колясочнику удобно: проходы достаточно широки для коляски, переходы из вагона в вагон без стыков. Есть места для инвалидных колясок,  где ремнями можно ее закрепить. И, конечно же, на каждые два –три вагона – специальный туалет. Дорога не должна унижать инвалида. Нужна помощь, кондукторы и волонтеры всегда помогут.

Вообще, туалеты для инвалидов есть в каждом торговом центре, кинотеатре или ресторане, ключ,(а сейчас, наверное, электронная карточка), выдавался инвалиду навсегда его соцработником, или брался у администратора зала. Сам туалет довольно просторный, сделан так, чтобы в нем могла спокойно развернуться инвалидная коляска, и мимо  её мог пройти помощник, если понадобится. Там есть перила, верёвочная лестница, прикреплённая к потолку, умывальник с краном, из которого, когда просто подносишь руку, начинает течь вода, сушилкой для  рук, и все это расположено на уровне  чуть ниже груди колясочника. Это очень удобно, т.к. не надо привставать и никуда тянуться.
Наземный транспорт оснащен или раскидными подъемниками, или односторонними амортизаторами, чтобы на остановках наклонятся в сторону открытой двери. Везде в автобусах есть места для инвалидных колясок с креплением для колес. На такси есть разумные скидки, оплачиваемые из медицинской или социальной страховки. Но на такси мало кто ездит, обычно инвалиды ездят или на метро и автобусах, или на своем личном авто, что тоже не редкость на западе….
Сколько гулять инвалиду-колясочнику по городу, зависит только от его настроения. Сил на преодоление бордюров он тратить не будет, потому что практически все стыки улиц, переходы и въезды во дворы оборудованы пандусами. Иногда они помпезны, как на этой фотографии, иногда скромны – просто стесанный камень. Но съезд для коляски обязательно есть. Новостройки не принимаются без осмотра специальной комиссией, а старые улицы переделываются.  Все музеи, картинные галереи, театры, концертные залы,  парки оснащены пандусами, лифтами и подъемниками для инвалидных колясок.
Если вы незрячий, то для вас есть трудность понять, что вы уже дошли до пешеходного перехода, но вам в этом помогут специальные дорожки, которые вас направят и предупредят о его присутствии. Кстати, такие же дорожки, только из пластика, существуют во всех публичных местах, например в торговых центрах или больших супермаркетах. Они идут от входа к входу. Как только незрячий попадает на эту дорожку, он сразу понимает, что она его обязательно приведет к выходу. Причем этот выход оборудован устройством, которое  помогают незрячему выйти на улицу.
В каждом офисе, или торговом центре, или банке, или административном здании есть специальные устройства, чтобы поднять коляску по лестницам. Даже в  обычном частном офисе, хозяин которого мог бы и не напрягаться ради нескольких ступенек, но  он напрягся. Да и колясочники-клиенты пойдут именно к нему, а не к другому, у которого этого подъемника нет.
И, конечно же,  в любой стране Европы парковки для инвалидов обязательны.они есть повсюду – на любой улице, перед любым магазином, в любом публичном месте. Эти места для инвалидов никто не занимает, потому что в общественном сознании это считается невероятным поступком.

А для того, чтобы это ощущение не пропадало, полиция облагает нарушителей особенно большими штрафами.

Посмотрите, вот инвалид-колясочник – молодой, модно одетый парень со своей девушкой покупают кофе. Он не кричит, что он инвалид и чтобы его пропустили – это было бы странно. Он – обычный человек. И государство, а именно оно занимается всем этим обустройством для инвалидов, делает все, чтобы они чувствовали себя не инвалидами, а именно обычными людьми. И таких  сценок можно встретить везде и всюду – инвалиды без рук и ног, с ДЦП, лилипуты и с врожденными уродствами сидят в кафе и ресторанах, кушают, разговаривают и смеются, как все обычные люди. Они живут и радуются жизни. И никто на них не глазеет, пальцем не показывает, не шепчется неприязненно. 
Там нигде нет табличек, что инвалиды обслуживаются вне очереди. Идеология государства, в этой части проста: не кричать про повышенное внимание к инвалидам, а сделать все, чтобы они чувствовали себя на равных с остальными.

А что же у нас в Москве?


На метро инвалиду-колясочнику ехать не возможно. Спусков в метро НЕТ, вообще, а если и есть – то рейки закреплены на таком расстоянии друг от друга, что колеса инвалидной коляски туда не  попадут  ни при каких условиях. Лифты есть только на двух станциях метро Москвы, но находятся они в 50 метрах от главного входа и инвалид сам не может воспользоваться ими, надо вызвать начальника станции, он придет и заберет вас. Но сколько придется ждать, никому неизвестно.  Турникеты и эскалаторы также становятся непреодолимым препятствием на пути инвалида,  ни перепрыгнуть, ни объехать их невозможно.



Улицы делают более менее нормально и для колясочников, и для незрячих, почти на всех  улицах есть скаты и предупреждающие линии из рыхленных  плиток, а на светофорах есть звуковые сигналы.
Вокзалы перестраиваются, да, но не так как нужно нам, в поезда без посторонней помощи не попадешь, в туалет на поезде   и подавно. Даже в Белоруссии и на Украине  запустили вагоны  с купе для инвалидов, куда можно заехать с коляски, а у нас – нет. Есть только более просторные новые поезда, но на них такие цены поднимают, что 1 билет в одну сторону стоит как половина месячной пенсии инвалида…. А государство соизволит оплачивать нам поездки только раз в год и только в санаторий, как будто ничего другого нет….
В аэропортах немного лучше и внимание, и сервис, но билеты на самолеты не подъемны для нас.
Наземный транспорт есть. Ходят по всем маршрутам  приспособленные  для маломобильных граждан автобусы, но ходят они крайне редко, раз в два – три часа. А водители низкопольных автобусов коммерческих рейсов иногда просто игнорируют просьбу инвалида о посадке и останавливаются за метр – полтора от тротуара на несколько секунд,  а затем быстро уезжают. Инвалид же ждет, пока попадется нормальный шофер автобуса, который постарается остановиться ближе  к тротуару и попросит пассажиров-мужчин помочь инвалиду заехать. Но только приходится ждать довольно-таки долго.
Социальное такси также есть, но его надо заказывать за месяц. При нашей  быстро меняющейся жизни это невозможно, тут не знаешь, что завтра будет, или через неделю, а тут месяц. А на обычном такси не наездишься, дорого. Есть некоторые фирмы-такси, которые для инвалидов организуют особый тариф, первые полчаса фиксированная цена,  а дальше – 5 минут = 25 рублей. Но это надо знать, куда обращаться. А потом с нашими пробками на дорогах  из пункта А в пункт  В так быстро не доберешься,  как минимум за час, а то и больше.
Везде сделаны туалеты для инвалидов, но те, кто их делал, наверное, не представляют, как выглядит инвалидная коляска и как она маневрирует. В этих туалетах не то, чтобы развернуться, пересесть нормально на унитаз нельзя, дверь не закрывается.  А если инвалиду требуется помощь сопровождающего, как это будет выглядеть, представьте себе. Хорошими примером в плане удачной планировки и удобства могут служить туалеты для инвалидов в Парке Культуры им. Горького и  Экспо-Центр на Красной Пресне, там действительно все сделано с умом.  Было бы не плохо, что все туалеты переделали так, как  эти. Ведь могут же, когда подходят к делу с умом….


Парковки для инвалидов есть в любом торговом центре, да только вот останавливаются на них не инвалиды, а дяди на таких крутых машинах, что нам и не снились…. Без опознавательного  инвалидного знака, без специальной наклейки на стекле. Охрана ничего не может с этим сделать, да и они  тоже с этого имеют в троекратном размере. А так иностранец посмотрит и скажет – инвалидам грех жаловаться,  раз они ездят на таких тачках, значит, много денег имеют. На самом же деле дяди с толстыми кошельками не имеют ни грамма совести, для  них существует только их эго и деньги, а на маленьких людишек им плевать.
Музеи Москвы одни из первых начали приспосабливать свои здания для  инвалидов, оно и понятно, в туристические поездки со всего мира приезжают не только здоровые, но и люди с ограниченными  возможностями по здоровью. И чтоб не терять туристов, деньги, начали устанавливать пандусы, подъемники, расширять дверные проемы. И делали все качественно, с умом, взять хотя быТретьяковскую Галерею, или Бородинскую Панораму. Изменилось и само отношение к инвалидам, служащие стали более внимательнее и терпимее к нам, чего не скажешь о  Большом Театре – главной визитной карточке Страны и мира. Лет 15 назад туда не пустили на балет группу инвалидов – колясочников из молодежного клуба “ПРЕОДОЛЕНИЕ”,(г.Троицк). Администрация утверждала, что инвалиды портят облик Большого перед иностранцами. Родители инвалидов не сдавались, доказывая, что их чада тоже люди и вполне имеют право на культурную жизнь. Уже прозвенел третий звонок, и пошла увертюра к спектаклю, но…. Иностранцы, ради которых так старались контролеры и администрация театра, смотрели на все происходившее круглыми глазами, а потом, когда им рассказали суть проблемы,возмутились и начали защищать инвалидов на колясках,  упрашивая пустить их на уже начавшийся спектакль. Тут тому меньшинству ничего не оставалось сделать, как впустить всех в портер на свои места…. Однако вечер был безнадежно испорчен и не только инвалидам и их родным, но и иностранцам, которые увидели всю абсурдность и циничность происходившего у них на глазах конфликта. За границей унижение инвалида в общественном месте заканчиваются судом и хорошим денежной компенсацией в пользу пострадавшего, а также подмоченной репутацией  для организации, сотрудники которой допустили неуважительные высказывания в адрес человека на инвалидной коляске.  А у нас этих контролерш  даже не  наказали, даже выговор им не сделали, настолько были  уверены в своей  правоте.
Ныне стало немного лучше,  хотя не везде…. Это бывает зависит от воспитания и от недалекого ума людей. Мы с мужем в последние два года стали много ездить, и видим, замечаем, как к нам относятся люди.  К примеру, некоторые водители автобусов маршрута №398 намерено останавливаются так далеко, чтоб мы не сели, даже несмотря возмущения пассажиров. А когда мы с мужем приходим в какое-нибудь кафе,или ресторан, на нас многие оглядываются, настолько не  привычно видеть в общественных местах отдыхающих инвалидов. Но надо заметить, что лишь наши частые прогулки на людях в     общественных местах могут изменить и общее отношение к инвалидам. Например, сейчас нам пытаются помогать, где мы постоянно бываем – к примеру, в Ресторанном Дворике на 4-м этаже  ТЦ «ПРИНЦ-ПЛАЗА», метро Теплый стан. Нас уже знают  и приблизительно знают, что мы берем. С нами разговаривают, интересуются,  как дела, где мы были, или куда мы едем. Но должно было пройти где-то  полтора года, чтобы работающие там поняли, мы такие же, как все.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Однако таких активных инвалидов очень мало, мало появляются на людях, в общественных местах, в основном все сидят дома в 4х стенах и для многих – весь мир в окне. Это наша первая и самая грубая ошибка, чем больше мы будем появляться на улицах, в общественных местах и театрах, тем больше шансов изменить отношение к инвалидам. Ни одна акция, которая проводятся в последнее время в Москве, типа «звезды на инвалидных колясках» не сможет изменить мир вокруг нас так, как мы сами.  Надо бороться, доказывать, требовать от государства и общества равноправия, и не только на бумаге, но и на деле. Ведь нужно лечить  не нас, а здоровых людей, общество, чтобы оно увидело, наконец-то, в инвалидах не убогих калек, а Людей с большой буквы, на которых можно и нужно равняться. Ибо такой силе воли можно позавидовать…. И надо жить, радоваться, гулять, побеждать, смеяться. Смеяться всем на зло, и помнить, что мы – нормальные ЛЮДИ. А коляска…. Это так, приложение к нашему обличию.


Ксения Рябова

P.S. В статье были использованы фрагменты из материала журналиста Матвея Ганапольского–Эхо Москвы, о жизни инвалидов в Италии.


Первоисточник на :
http://aspmedia24.ru/index.php/zdorove/item/1996-gizn-kak-polosa-prepyatstviy

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.