суббота, 19 октября 2013 г.

ЖИЗНЬ КАК ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.


Параолимпийские и Олимпийские игры в Лондоне
Люди с ограниченными  возможностями….  Когда мы встречаем их на улице, то относимся к ним….  Кто-то с жалостью, кто-то не замечает, кто-то даже призирает их. Но инвалиды доказывали и доказывают всем окружающим, что достойны нашего уважения и понимания. Взять хотя бы  Параолимпийские и Олимпийские игры в Лондоне в сентябре прошлого года. Там где обычные спортсмены, мягко говоря, показали себя не с лучшей стороны, наши параолимпийцы просто совершили невозможное, выведя Сборную команду России на 2-ое общекомандное место. А на Параолимпиаде в Пекине наша Сборная была лишь 8-ой. Как такое возможно??? А вот так….  Я смотрела Параолимпиаду, и каждый раз, когда на пьедестал почета поднимался российский спортсмен-паралимпиец, я радовалась вместе с ним, потому что знаю, чего стоила та или иная  медаль, неважно серебро это, или бронза, или золото.


Для нас вся жизнь состоит из полосы препятствий. Утром встать и пересесть на коляску — препятствие, нет вспомогательных ручек и перил за что можно придержаться.  Сходить в туалет и умыться —препятствие, в наших туалетах не предусмотрено, чтобы туда заезжали на инвалидных колясках, двери узки, высокие пороги и мало места. Приготовить еду   и вымыть посуду — препятствие, слишком высоко расположена рабочая поверхность стола и плиты, где обычно готовят люди. А выйти на улицу, в магазин или поехать куда-либо—это часто бывает, вообще, невозможно. Невозможно  на инвалидной коляске не только поехать на тренировки или в супермаркет за продуктами, невозможно элементарно – просто выйти на улицу из подъезда. Причиной тому не правильно спроектированные,  крутые пандусы и тесные лифты. Я  по роду своей деятельности много езжу по  Москве, бывала и в других городах нашей необъятной родины, а также зарубежом. И мне есть с чем сравнивать, как там и у нас относятся к инвалидам. Первая моя статья будет об улицах, пандусах, съездах и  спусках, автобусах и т.д. Итак….

ПОДЪЕЗДЫ И УЛИЦЫ...

 Очень часто инвалиды становятся заложниками в собственной квартире только потому, что строители, не советуясь с инженером-проектировщиком и не думая, как будут спускаться колясочники, делают такие пандусы и съезды в подъездах, что одному по ним спуститься НЕВОЗМОЖНО. Даже помощнику зачастую требуется помощь. Можно просто разбиться на них. В более новых домах и организациях делают более пологие спуски, но в домах 80-90х годов просто отвесные…. Часто строители даже не имеют представление, как делать пандус и как сделать его правильно. Иногда они просто загораживают часть лестницы и заливают ее  бетоном, но  наклон правильно спроектированного  пандуса должен быть 15-17 градусов, не более. Но горе-строители не думают делать правильно, они делают угол спуска более 45 градусов, а это нарушение всяких стандартов. Им приказали, они сделали, и гори всё огнём… А  то, что на данных скатах будут  калечится люди, инвалиды, мамочки с детскими колясками – это их не волнует. В нашем доме, где мы с мужем сейчас живем, пандус просто отвратительный, отвесный. Когда  мы спускаемся,  я всегда боюсь и торможу ногами, мы уже падали на нем. Я ударялась головой, а муж сорвал спину и выбивал пальцы на руках.  А поднять  меня можно только вдвоем или втроем, одному не реально, особенно зимой.



Предполагается, что инвалиды должны сидеть дома и   не выходить никуда без особой нужды, но сейчас инвалиды уже не те, что были 15-20 лет тому назад. И если раньше инвалид боялся  показаться на улице, то ныне он уже осмелел, требует равноправия в обществе, в работе, в личной и семейной жизни. Однако общество не готово перестраиваться для нас, и переделывать  под нас здания, улицы, дворы и магазины. Оно будто бы не замечает молодых инвалидов, а их у нас в стране 15 миллионов человек. И эти 15 000 000 в России живут без ЭЛЕМЕНТАРНОГО внимания государства, без простой помощи, которая нормальна для любой западной страны. Каждый год к ним добавляется по миллиону!

В провинции.


В Москве, Питере и еще нескольких крупных областных центрах  с натягом, но делается хоть что-то  для инвалидов, а каково инвалидам на периферии в маленьких городках и поселках??? Там зачастую дома не выше 4х этажей, узкие лестницы, лифтов нет, газа тоже нет, отапливается все углем или дровами. И в этой ситуации жизнь инвалида превращается в ад, элементарно приготовить еду или помыться он не может, я не говорю уже,  чтоб выйти погулять или в магазин за покупками. Приходится  надеяться на сердобольных соседей и добрых людей, ведь известно, родители не вечны, и рано, или поздно ты все равно останешься один. Чтобы жизнь инвалида не была похожей на жалкое существование,  а была полноценной и насыщенной, государству нужно:
1)      интенсивнее проводить политику толерантности по отношению к инвалидам в обществе, объяснять людям, что мы не быдло и не звери, а такие же как они, только в немного другой телесной оболочке. И бояться нас не надо никак.


2)      выделять нормальные средства на переделку домов и улиц, школ, магазинов и административных зданий под нужды инвалидов, привлекать к этому Малый и Средний бизнес путем  частичного освобождения от налогов. Но в тоже время жестко  контролировать, куда тратятся выделенные  деньги на местном уровне…



3)      создавать новые рабочие места для инвалидов  путем снижения  налогового бремени с предприятий и компаний Малого и Среднего бизнеса, чтобы дать предприятиям стимул нанимать  на работу специалистов с ограниченными возможностями здоровья. И контролировать это, чтобы не было никакого мошенничества.
Теперь поговорим о Столице и ближайшем Подмосковье. Конечно же, Москва делала и делает для инвалидов очень многое, но этого не достаточно для нашей полноценной жизни. Итак, давайте разберемся….Справедливости ради замечу – Москва наиболее приспособлена к инвалидным коляскам, есть пандусы и съезды в домах, на тротуарах и  в торговых центрах. Ноесть еще много аспектов, над которыми нужно работать.

ЗА КОРДОНОМ….

Я, как член Сборной России по Конному спорту среди инвалидов, была на турнирах в Англии и Бельгии, а также ездила на лечение с родителями в Венгрию и ФРГ.  Что сразу бросается в  глаза, это уважение к каждому инвалиду и желание всех ему помочь. Причем, просто подходят и сами с улыбкой предлагают помощь , чего не дождешься никогда от наших граждан. Наши делают вид, что не замечают. Вот так, как на этой фотографии, когда муж меня спускает по пандусу, а мимо проходит  человек, опустив глаза в землю.
Каждая страна начинает удивлять своей толерантностью еще на вокзалах и  в аэропортах. Взять хотя бы самую обычную билетную кассу на вокзале в   Лондоне, Брюсселе, Франкфурте на Майне, или Будапеште, но….Необычна она тем, что к ней идут пандус и перила. Это касса для инвалидов.  Все поездки оплачивает страховая компания, где состоит инвалид.  Покупая билет, он платит лишь 15-20%  от суммы стоимости билета, остальное оплачивает страховка.


У необычной кассы никогда нет очереди, потому что никому и в голову не придет идти туда за билетом, хотя рядом в обычные окошки большие очереди. Если вокзал многоуровневый, и надо поехать на метро, везде есть подъемники и лифты, и инвалид сам может спустится и подняться на них.  Однако если покаким-то причинам лифт не работает, к вам через минуту подойдет начальник участка с двумя-тремя крепкими ребятами, извинится за причиненные неудобства и предложит вам помочь подняться,  или опуститься, куда вам надо.
Если вы, например, приехали из провинции, или из-за границы, то вы, конечно, теряетесь в большом городе. Но, побегав по вокзалу туда-сюда, вы быстро выясняете, где такси или ближайшее кафе. Понятно, что для инвалида «побегать» проблема, поэтому на всех больших вокзалах и аэропортах есть  такая комната-сервис для инвалидов. Тут помогут вызвать специальное такси для коляски, дадут схему точек питания, удобных для инвалидов. Кроме того, расскажут в каких местах можно отдохнуть, развлечься или выполнить какие-то свои рабочие дела именно с учетом инвалидности. Если вы турист, то объяснят, какие туристические маршруты придуманы с учетом вашей инвалидности и в каких гостинцах вам будет особенно удобно. Если вы не встретились с родственниками, то именно тут вы их дождетесь, еще и кофе дадут. Комната работает круглые сутки.


Если же вы не любите задавать вопросы, а во всем хотите разобраться сами, то вам поможет это устройство в аэропорту. Хотите – сами выбирайте на экране нужные разделы. А если запутались – нажмите на кнопку и оператор ответит и поможет.
А таможенный контроль на границе – это дело пары секунд, несмотря на то, что мы  в Лондон ехали уже  после Терактов в Нью-Йорке. Таможенник вышел к нам, улыбаясь, взял паспорт и поставил штамп… и обязательно пожелал нам удачного пребывания в стране.
Спускаемся в метро…. В метро нет ни турникетов, ни эскалаторов в нашем понимании. Все максимально удобно для инвалида-колясочника….   Есть гладкая дорога голубого цвета, которая движется медленно от входа по залу вперед, и в любой момент можно съехать с неё и заехать обратно.Ехать в метро или  в поезде колясочнику удобно: проходы достаточно широки для коляски, переходы из вагона в вагон без стыков. Есть места для инвалидных колясок,  где ремнями можно ее закрепить. И, конечно же, на каждые два –три вагона – специальный туалет. Дорога не должна унижать инвалида. Нужна помощь, кондукторы и волонтеры всегда помогут.

Вообще, туалеты для инвалидов есть в каждом торговом центре, кинотеатре или ресторане, ключ,(а сейчас, наверное, электронная карточка), выдавался инвалиду навсегда его соцработником, или брался у администратора зала. Сам туалет довольно просторный, сделан так, чтобы в нем могла спокойно развернуться инвалидная коляска, и мимо  её мог пройти помощник, если понадобится. Там есть перила, верёвочная лестница, прикреплённая к потолку, умывальник с краном, из которого, когда просто подносишь руку, начинает течь вода, сушилкой для  рук, и все это расположено на уровне  чуть ниже груди колясочника. Это очень удобно, т.к. не надо привставать и никуда тянуться.
Наземный транспорт оснащен или раскидными подъемниками, или односторонними амортизаторами, чтобы на остановках наклонятся в сторону открытой двери. Везде в автобусах есть места для инвалидных колясок с креплением для колес. На такси есть разумные скидки, оплачиваемые из медицинской или социальной страховки. Но на такси мало кто ездит, обычно инвалиды ездят или на метро и автобусах, или на своем личном авто, что тоже не редкость на западе….
Сколько гулять инвалиду-колясочнику по городу, зависит только от его настроения. Сил на преодоление бордюров он тратить не будет, потому что практически все стыки улиц, переходы и въезды во дворы оборудованы пандусами. Иногда они помпезны, как на этой фотографии, иногда скромны – просто стесанный камень. Но съезд для коляски обязательно есть. Новостройки не принимаются без осмотра специальной комиссией, а старые улицы переделываются.  Все музеи, картинные галереи, театры, концертные залы,  парки оснащены пандусами, лифтами и подъемниками для инвалидных колясок.
Если вы незрячий, то для вас есть трудность понять, что вы уже дошли до пешеходного перехода, но вам в этом помогут специальные дорожки, которые вас направят и предупредят о его присутствии. Кстати, такие же дорожки, только из пластика, существуют во всех публичных местах, например в торговых центрах или больших супермаркетах. Они идут от входа к входу. Как только незрячий попадает на эту дорожку, он сразу понимает, что она его обязательно приведет к выходу. Причем этот выход оборудован устройством, которое  помогают незрячему выйти на улицу.
В каждом офисе, или торговом центре, или банке, или административном здании есть специальные устройства, чтобы поднять коляску по лестницам. Даже в  обычном частном офисе, хозяин которого мог бы и не напрягаться ради нескольких ступенек, но  он напрягся. Да и колясочники-клиенты пойдут именно к нему, а не к другому, у которого этого подъемника нет.
И, конечно же,  в любой стране Европы парковки для инвалидов обязательны.они есть повсюду – на любой улице, перед любым магазином, в любом публичном месте. Эти места для инвалидов никто не занимает, потому что в общественном сознании это считается невероятным поступком.

А для того, чтобы это ощущение не пропадало, полиция облагает нарушителей особенно большими штрафами.

Посмотрите, вот инвалид-колясочник – молодой, модно одетый парень со своей девушкой покупают кофе. Он не кричит, что он инвалид и чтобы его пропустили – это было бы странно. Он – обычный человек. И государство, а именно оно занимается всем этим обустройством для инвалидов, делает все, чтобы они чувствовали себя не инвалидами, а именно обычными людьми. И таких  сценок можно встретить везде и всюду – инвалиды без рук и ног, с ДЦП, лилипуты и с врожденными уродствами сидят в кафе и ресторанах, кушают, разговаривают и смеются, как все обычные люди. Они живут и радуются жизни. И никто на них не глазеет, пальцем не показывает, не шепчется неприязненно. 
Там нигде нет табличек, что инвалиды обслуживаются вне очереди. Идеология государства, в этой части проста: не кричать про повышенное внимание к инвалидам, а сделать все, чтобы они чувствовали себя на равных с остальными.

А что же у нас в Москве?


На метро инвалиду-колясочнику ехать не возможно. Спусков в метро НЕТ, вообще, а если и есть – то рейки закреплены на таком расстоянии друг от друга, что колеса инвалидной коляски туда не  попадут  ни при каких условиях. Лифты есть только на двух станциях метро Москвы, но находятся они в 50 метрах от главного входа и инвалид сам не может воспользоваться ими, надо вызвать начальника станции, он придет и заберет вас. Но сколько придется ждать, никому неизвестно.  Турникеты и эскалаторы также становятся непреодолимым препятствием на пути инвалида,  ни перепрыгнуть, ни объехать их невозможно.



Улицы делают более менее нормально и для колясочников, и для незрячих, почти на всех  улицах есть скаты и предупреждающие линии из рыхленных  плиток, а на светофорах есть звуковые сигналы.
Вокзалы перестраиваются, да, но не так как нужно нам, в поезда без посторонней помощи не попадешь, в туалет на поезде   и подавно. Даже в Белоруссии и на Украине  запустили вагоны  с купе для инвалидов, куда можно заехать с коляски, а у нас – нет. Есть только более просторные новые поезда, но на них такие цены поднимают, что 1 билет в одну сторону стоит как половина месячной пенсии инвалида…. А государство соизволит оплачивать нам поездки только раз в год и только в санаторий, как будто ничего другого нет….
В аэропортах немного лучше и внимание, и сервис, но билеты на самолеты не подъемны для нас.
Наземный транспорт есть. Ходят по всем маршрутам  приспособленные  для маломобильных граждан автобусы, но ходят они крайне редко, раз в два – три часа. А водители низкопольных автобусов коммерческих рейсов иногда просто игнорируют просьбу инвалида о посадке и останавливаются за метр – полтора от тротуара на несколько секунд,  а затем быстро уезжают. Инвалид же ждет, пока попадется нормальный шофер автобуса, который постарается остановиться ближе  к тротуару и попросит пассажиров-мужчин помочь инвалиду заехать. Но только приходится ждать довольно-таки долго.
Социальное такси также есть, но его надо заказывать за месяц. При нашей  быстро меняющейся жизни это невозможно, тут не знаешь, что завтра будет, или через неделю, а тут месяц. А на обычном такси не наездишься, дорого. Есть некоторые фирмы-такси, которые для инвалидов организуют особый тариф, первые полчаса фиксированная цена,  а дальше – 5 минут = 25 рублей. Но это надо знать, куда обращаться. А потом с нашими пробками на дорогах  из пункта А в пункт  В так быстро не доберешься,  как минимум за час, а то и больше.
Везде сделаны туалеты для инвалидов, но те, кто их делал, наверное, не представляют, как выглядит инвалидная коляска и как она маневрирует. В этих туалетах не то, чтобы развернуться, пересесть нормально на унитаз нельзя, дверь не закрывается.  А если инвалиду требуется помощь сопровождающего, как это будет выглядеть, представьте себе. Хорошими примером в плане удачной планировки и удобства могут служить туалеты для инвалидов в Парке Культуры им. Горького и  Экспо-Центр на Красной Пресне, там действительно все сделано с умом.  Было бы не плохо, что все туалеты переделали так, как  эти. Ведь могут же, когда подходят к делу с умом….


Парковки для инвалидов есть в любом торговом центре, да только вот останавливаются на них не инвалиды, а дяди на таких крутых машинах, что нам и не снились…. Без опознавательного  инвалидного знака, без специальной наклейки на стекле. Охрана ничего не может с этим сделать, да и они  тоже с этого имеют в троекратном размере. А так иностранец посмотрит и скажет – инвалидам грех жаловаться,  раз они ездят на таких тачках, значит, много денег имеют. На самом же деле дяди с толстыми кошельками не имеют ни грамма совести, для  них существует только их эго и деньги, а на маленьких людишек им плевать.
Музеи Москвы одни из первых начали приспосабливать свои здания для  инвалидов, оно и понятно, в туристические поездки со всего мира приезжают не только здоровые, но и люди с ограниченными  возможностями по здоровью. И чтоб не терять туристов, деньги, начали устанавливать пандусы, подъемники, расширять дверные проемы. И делали все качественно, с умом, взять хотя быТретьяковскую Галерею, или Бородинскую Панораму. Изменилось и само отношение к инвалидам, служащие стали более внимательнее и терпимее к нам, чего не скажешь о  Большом Театре – главной визитной карточке Страны и мира. Лет 15 назад туда не пустили на балет группу инвалидов – колясочников из молодежного клуба “ПРЕОДОЛЕНИЕ”,(г.Троицк). Администрация утверждала, что инвалиды портят облик Большого перед иностранцами. Родители инвалидов не сдавались, доказывая, что их чада тоже люди и вполне имеют право на культурную жизнь. Уже прозвенел третий звонок, и пошла увертюра к спектаклю, но…. Иностранцы, ради которых так старались контролеры и администрация театра, смотрели на все происходившее круглыми глазами, а потом, когда им рассказали суть проблемы,возмутились и начали защищать инвалидов на колясках,  упрашивая пустить их на уже начавшийся спектакль. Тут тому меньшинству ничего не оставалось сделать, как впустить всех в портер на свои места…. Однако вечер был безнадежно испорчен и не только инвалидам и их родным, но и иностранцам, которые увидели всю абсурдность и циничность происходившего у них на глазах конфликта. За границей унижение инвалида в общественном месте заканчиваются судом и хорошим денежной компенсацией в пользу пострадавшего, а также подмоченной репутацией  для организации, сотрудники которой допустили неуважительные высказывания в адрес человека на инвалидной коляске.  А у нас этих контролерш  даже не  наказали, даже выговор им не сделали, настолько были  уверены в своей  правоте.
Ныне стало немного лучше,  хотя не везде…. Это бывает зависит от воспитания и от недалекого ума людей. Мы с мужем в последние два года стали много ездить, и видим, замечаем, как к нам относятся люди.  К примеру, некоторые водители автобусов маршрута №398 намерено останавливаются так далеко, чтоб мы не сели, даже несмотря возмущения пассажиров. А когда мы с мужем приходим в какое-нибудь кафе,или ресторан, на нас многие оглядываются, настолько не  привычно видеть в общественных местах отдыхающих инвалидов. Но надо заметить, что лишь наши частые прогулки на людях в     общественных местах могут изменить и общее отношение к инвалидам. Например, сейчас нам пытаются помогать, где мы постоянно бываем – к примеру, в Ресторанном Дворике на 4-м этаже  ТЦ «ПРИНЦ-ПЛАЗА», метро Теплый стан. Нас уже знают  и приблизительно знают, что мы берем. С нами разговаривают, интересуются,  как дела, где мы были, или куда мы едем. Но должно было пройти где-то  полтора года, чтобы работающие там поняли, мы такие же, как все.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Однако таких активных инвалидов очень мало, мало появляются на людях, в общественных местах, в основном все сидят дома в 4х стенах и для многих – весь мир в окне. Это наша первая и самая грубая ошибка, чем больше мы будем появляться на улицах, в общественных местах и театрах, тем больше шансов изменить отношение к инвалидам. Ни одна акция, которая проводятся в последнее время в Москве, типа «звезды на инвалидных колясках» не сможет изменить мир вокруг нас так, как мы сами.  Надо бороться, доказывать, требовать от государства и общества равноправия, и не только на бумаге, но и на деле. Ведь нужно лечить  не нас, а здоровых людей, общество, чтобы оно увидело, наконец-то, в инвалидах не убогих калек, а Людей с большой буквы, на которых можно и нужно равняться. Ибо такой силе воли можно позавидовать…. И надо жить, радоваться, гулять, побеждать, смеяться. Смеяться всем на зло, и помнить, что мы – нормальные ЛЮДИ. А коляска…. Это так, приложение к нашему обличию.


Ксения Рябова

P.S. В статье были использованы фрагменты из материала журналиста Матвея Ганапольского–Эхо Москвы, о жизни инвалидов в Италии.


Первоисточник на :
http://aspmedia24.ru/index.php/zdorove/item/1996-gizn-kak-polosa-prepyatstviy

4 комментария:

  1. Очень хороший и наглядный материал...

    ОтветитьУдалить
  2. Я больше 14 лет работаю в архитектурном бизнесе. Знаю точно, что именно заказчики проектов не желают выполнять мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, так как это влечет за собой дополнительные значительные затраты. Уверен, что компромисным решением этой проблемы должно быть субсидирование этих мероприятий из бюджетов всех уровней. Очень хорошо и комплексно решены эти проблемы в Японии.

    ОтветитьУдалить
  3. во всем мире инвалиды -- это люди, пусть не такие как все, но ЛЮДИ. а у нас они хуже животных, общество и государство считают что не надо о них заботиться, быстрее вымрут. цель сайта-рассказывать о жизни инвалидах , об их проблемах,о личностях с инвалидностью, которые добились в жизни многого сами. может, это поможет изменить мнение о нас здоровых людей..

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.